Летняя школа юных астрофизиков – 2015.
(не вполне формальное и не вполне официальное описание мероприятия от одного из ее организаторов – к.ф.м.н. Самодурова В.А., сотрудника ПРАО АКЦ ФИАН)
Пролог сюжета.
Несколько лет подряд, начиная с 2010 г., Фонд Дмитрия Зимина «Династия» проводит всероссийские конкурсы образовательных проектов для школьников. Ежегодно более 150 проектов со всех концов страны участвовало в конкурсах. Фонд поддерживает различные кружки, школы, турниры, фестивали технического и научно-естественного направления для школьников. При этом участвовать в конкурсах могли не только школы и вузы, но и любое бюджетное учреждение. В этом мы убедились на примере нашей Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН. Несколько лет назад сотрудники Пущинской обсерватории решили вести астрономический кружок для школьников г. Пущино и его окрестностей. К нам в гости на занятия приезжают школьники из Серпухова, Протвино и даже иногда из Москвы. Но вот хороших телескопов для занятий со школьниками у нас вначале не было (мы ведь радиоастрономическая, а не оптическая обсерватория). И, чтобы найти внебюджетные средства на их закупку, мы решили попытать удачи в конкурсах Фонда Дмитрия Зимина «Династия». К нашей радости, мы дважды – в 2013 и в 2014 выигрывали в номинации «Малые проекты» и за два года оснастили наш кружок всем необходимым для занятий оборудованием. После чего группа энтузиастов на обсерватории задумалась о проекте большего масштаба, который уже невозможно было осуществить силами одной обсерватории: провести многодневную астрофизическую школу для лучших старшеклассников страны с участием лучших преподавателей и ученых.
Мы обратились с этой идеей к профессору МГУ д.ф.-м.н. Засову Анатолию Владимировичу. Он активно поддержал замысел и согласился стать научным руководителем этой Школы. На основе его колоссального преподавательского опыта был составлен примерный план занятий и очерчен круг необходимых лекторов, которых мы могли бы найти в Москве (которая по факту наличия большого числа научных и учебных учреждений, связанных с астрофизикой – имеет большое преимущество). Именно после деятельнейшей поддержки Засовым А.В. замысла он стал приобретать «плоть и кровь». Анатолий Владимирович также обсудил эту идею с членами правления АстрО, которые активно откликнулись и помогли и советами, и деятельным участием в оргкомитете Школы, когда работа уже вышла на финишную прямую.
Итак, теперь у нас была примерная схема проведения школы и желательный состав лекторов. Ведь мы понимали, что: чтобы Школа по настоящему состоялась, лучшие старшеклассники страны обязательно должны встретиться с лучшими учеными и преподавателями по астрофизике. И главный ключевой момент состоял в том, согласятся ли вообще лучшие ученые страны преподавать на Школе даже не для студентов, а для старшеклассников? Ведь даже при всей возможной поддержке «Династии» мы могли заплатить им относительно небольшие гонорары за проведение занятий. Но наши опасения оказались беспочвенны – идея живо заинтересовала практически всех, к кому бы мы не обращались! Поэтому прежде всего хочется выразить глубочайшую признательность всем, кто откликнулся на наши призывы – и словом (рекомендациями, контактами, указаниями – кого можно еще пригласить), и делом (отставив в сторону другие свои дела – ведь некоторым сдвигали свой график и выкраивали иногда всего по нескольку часов – но зато какие это получились часы для наших ребят)! А некоторые преподаватели самостоятельно предложили свою активную помощь, за что мы им также весьма признательны.
В итоге наши надежды на поддержку всем астрономическим сообществом данного мероприятия более чем оправдались! Действительно, всего за неделю до окончания срока подачи заявок в Фонд «Династия» (конец октября 2014 г.) я начал вести переписку с наиболее знаковыми фигурами научно-преподавательского сообщества, которых можно было найти в Москве. В переписке неизменно указывалось, что научным руководителем Школы выступает Засов Анатолий Владимирович. Мы полагаем, что именно его репутация и имя позволила нам собрать всего за несколько дней предварительное согласие на участие в Школе целого ряда блестящих ученых и лекторов нашей страны. Заручившись их поддержкой, и составив заявку, мы отправили ее на конкурс фонда «Династия» от лица ПРАО АКЦ ФИАН в номинацию стандартных проектов. Финансирование проектов данной номинации ведется вплоть до 700 тыс. рублей: лишь эта сумма, по нашим предварительным расчетам в конце октября 2014 г. (срок подачи заявок) – позволила бы провести данную Школу, где смогли бы бесплатно учиться в течение почти двух недель около 30 человек. Основная идея Школы была обозначена как:
«Объединить интересующихся астрономией старшеклассников, вовлечь их в творческую атмосферу научного познания, укрепить интерес к науке, развернуть перед ними панораму современной астрофизической картины окружающего мира, предоставить уникальную возможность личных контактов с ведущими учеными.»
Подготовка к проведению Школы. Будни оргкомитета.
19 февраля 2015 года на заседании Экспертного совета Фонда были подведены итоги VI конкурса образовательных проектов для школьников. Всего на конкурс поступило 175 заявок. Победителями стали 49 проектов из 23 регионов России, из них 20 – в номинации «Малые проекты» и 29 – в номинации «Стандартные проекты». Среди последних оказался и проект SP.15.154: «Летняя Школа Юных Астрофизиков», который получил весьма высокий рейтинг оценок у экспертов.
А дальше началась тяжелая подготовительная работа по организации Школы в режиме гонки со временем и различными мешающими обстоятельствами. Например, нетрудно заметить, что окружающие финансовые обстоятельства конца октября 2014 г и февраля 2015 различались кардинальным образом, и сумма, которая нам казалась адекватной для проведения Школы еще в октябре, превратилась в явно недостаточную в начале февраля. Например, одно местное кафе, с которым были ранее проведены предварительные переговоры, заявило нам, что в июне цены оно поднимет относительно октября примерно в полтора-два раза. Аналогичным образом подорожали материалы и оборудование. К счастью, Пущинский филиал МГУ твердо выполнил свои договоренности по цене проживания для участников Школы (и даже оказал нам в дальнейшем помощь дополнительными помещениями для занятий). В сложившейся ситуации нам понадобилось срочно перекраивать бюджет, искать другие варианты с питанием, оборудованием, изыскивать дополнительные источники финансирования… И именно здесь нам очень помогла слаженная работа оргкомитета, который сложился к этому времени. Кроме Анатолия Владимировича Засова, который стал «мозгом» всей организации Школы, нам обязательно нужно поблагодарить:
Гаврилова Михаила Геннадиевич – через свои контакты в учительском сообществе он привел к нам большое количество заявок на участие в Школе, и именно его бесценный опыт в организации астрономических олимпиад и турниров помог нам в режиме жаркой, но плодотворной дискуссии, создать работающий вариант вечерней программы Школы (см. далее);
Лапину Ирину Константиновну – на ее плечи легло составление и редакция всей документации Школы (заявки, анкеты – для тех, кто хотел участвовать; различные договора с участниками Школы и их родителями), контакты с учительским сообществом России и персональный подбор вожатых в Школу; она же нашла еще одного спонсора мероприятия – компьютерную корпорацию «ИнтерСистемз» (ее соучастие в финансировании Школы позволило нам взять еще 2-х школьников, и вместо первоначально планируемых 30 школьников в Школе приняло участие 32 человека);
Штайерман Веру Львовну – контакты с будущими лекторами, с членами правления АстрО, организация консультаций и поддержка АстрО (в результате благодаря ее патронажу Школа приобрела полноценное сопровождение всех мероприятий обществом АстрО);
На заключительной стадии работ по организации Школы к оргкомитету активно присоединились д.ф.-м.н. Дагкесаманский Рустам Давудович (директор ПРАО АКЦ ФИАН) – на его плечи легла значительная часть организации Школы на обсерватории; и Извекова Вера Алексеевна (ученый секретарь ПРАО АКЦ ФИАН), чей богатейший многолетний опыт по организации и сопровождении многочисленных конференций на базе Пущинской обсерватории буквально спас нас уже во время проведения Школы – она приняла на себя основную лавину сопровождающих подобное мероприятие договоров, различной документации и т.п.
На плечи автора данного материала (к.ф.-м.н. Самодуров В.А.), как технического руководителя Школы, легла реклама будущей Школы на всех доступных площадках, основная часть переписки с заявителями на Школу, переписка с будущими лекторами, и планомерное сопровождение программы всей Школы на всех отрезках ее осуществления – от составления и подачи заявки и начальной подготовки, до ее проведения и отчетов.
Уже в начале подготовки Школы оргкомитет неожиданно столкнулся с довольно значимым препятствием в организации мероприятий – отсутствием системной сети оповещения о подобных мероприятиях в учительском и школьном сообществе России. Да, недавно возобновило свою работу сообщество учителей астрономии России (которое помогло нам в распространении информации на начальном этапе), да – существуют отдельные энтузиасты, охватывающие свои круги единомышленников. Например, нам очень помогли рассылки от лица Татарникова Михаила Прохоровича, руководителя астрокружка «ВЕГА», и от лица Гаврилова Михаила Геннадиевича, который имеет свою сеть контактов с активно работающими на ниве астрономического образования учителями России. Наконец, существуют сайты AstroNet.ru и Астрофорум (http://www.astronomy.ru/forum/), выведение информации на которые также привлекли нам часть заявок. Но в целом мы и сейчас имеем лишь фрагменты не сложившейся в единое целое информационной сети, каждый из которых охватывает лишь определенный круг читателей и потенциальных участников Школы. Именно поэтому распространение информации о Школе оказалось одной из наибольших проблем. К счастью (или, напротив, к сожалению) – круг учителей, активно посвящающих наших школьников в таинства музы Урании – не так уж и широк (вряд ли активных участников процесса больше, чем несколько сотен человек, во всей необъятной России). Поэтому – запустив процесс распространения информации на основных площадках интернета и разослав письма ключевым фигурам – активным учителям, руководителям астрокружков, планетариев (всего около 100 найденных е-мэйлов), дальше можно было уже только надеяться, что информация дойдет до всех заинтересованных в работе Школы старшеклассников России. Да, вначале нам пришлось поволноваться – за месяц до окончания приема заявок (10 мая 2015) у нас было всего две заявки. И у части оргкомитета были серьезные опасения, что мы не наберем 30 участников Школы, и вакансии придется заполнять «в пожарном порядке». Но потом заявки начали прибывать все быстрее и быстрее, и на 30 вакансий мы в итоге получили 88 заявок (кстати, даже уже после объявления результатов 20 мая к нам пришло еще 2-3 заявки: по-видимому, это уже наглядное проявление национальных особенностей характера).
Но в результате мы столкнулись с еще более тяжелой проблемой – как из 88 замечательных ребят (среди которых оказалось – более 30 человек финалистов Всероссийских олимпиад по астрономии, и порядка 15 человек – участников международных олимпиад) выбрать всего 30 (в итоге взяли все же 32) участников? Соблюдая при этом одну из основных идей организаторов Школы – донести астрофизические знания в том числе и до тех ребят, которые удалены от крупных научных центров страны?
Оргкомитет был вынужден провести жесткий отбор, и многим ребятам, которых мы бы очень хотели видеть на наших занятиях, мы все же вынуждены были отказать, учитывая при этом не только уровень знаний и имеющиеся достижения (дипломы, грамоты), но и самостоятельно выполняемые работы, или отдаленность региона, затрудняющего контакты с другими любителями астрономии. В результате мы вначале особо внимательно просмотрели заявки ребят из удаленных регионов страны, и если заявка была действительно хорошего уровня, мы отбирали ее. После этого мы просмотрели остальные заявки, внимательнейшим образом вчитываясь в текст заявки, в которой школьники должны были изложить свою «историю астрономической болезни». И обращали внимание не только на сильных олимпиадников, но и на тех, в ком мы увидели потенциал, который мы смогли бы развить у себя на Школе. Например, среди отобранных заявок были финалисты и российские призеры по другим естественнонаучным направлениям (математические олимпиады, олимпиады программистов и т.п.), хотя багаж именно астрономических дипломов был у них не так велик. То есть отбор был, как говорят ученые, комплексным и многопараметрическим. Ведь одну из своих идей, повторимся, школа видит не только в развитии уже сложившихся ребят высокого уровня, но и в развитии новых ребят, которые явно могут вырасти в лидеров (в частности, ребят из регионов, которым не хватает нужной среды вокруг них).
В целом, как нам кажется, такой подход себя вполне оправдал. Коллектив участников Школы получился в итоге ярким, многогранным и пытливым. Все лекторы Школы отмечали, что на Школе собрались удивительные ребята, с которыми было очень интересно работать и отдавать им знания. К лекторам у нас всегда была масса вопросов (зачастую, как с восторгом отмечали преподаватели, очень тонких и сложных), в кулуарах Школы вокруг них всегда толпились участники, иногда буквально «разрывая на части» наших преподавателей.
Но при этом еще одна из задач оргкомитета была не упустить тех участников, которые прислали свои заявки, но которые в итоге, к сожалению, не смогли попасть на Школу. Каждому из заявителей, не попавших на Школу, мы ответили персонально:
«Судя по Вашей заявке, Вы серьезно увлечены астрономией и уже неплохо знакомы с ней. Наша школа в Пущино - не последнее подобное мероприятие. И нам очень хотелось бы поддержать Ваше увлечение независимо от участия в Школе, чтобы все ребята, серьезно интересующиеся астрономией и занимающиеся этой наукой в кружках, клубах или самостоятельно, были бы в поле нашего внимания.
И чтобы мы смогли им оказывать реальную помощь заочно или на различных олимпиадах, школах, конференциях. Первый шаг к такому заочно-очному общению с Вами может быть таким: часть занятий в Школе мы планируем транслировать по Скайпу, на сайте перед началом занятий Вы найдете электронный адрес для подсоединения.
Более того, если у Вас есть какой-то вопрос из любой области астрономии, на который Вы давно пытаетесь найти ответ, напишите нам об этом на адрес оргкомитета ЛШЮА.
Мы найдем специалиста – астрофизика из преподавателей ЛШЮА, который подробно ответит Вам лично, поможет разобраться в проблеме, которая Вас давно и серьезно занимает, а может быть и завяжет личный контакт. Надеемся, что общение с Вами будет продолжаться.
Оргкомитет Школы»
То есть – каждому из потенциальных участников была оставлена возможность и контактов с ведущими учеными страны, и возможность так или иначе поучаствовать в работе Школы, хотя бы в удаленном режиме.
Итак, 10 мая все 88 заявок были собраны, еще в течение 10 дней был проведен отбор итоговых 32 заявок, и после 20-го мая об этом было сделано объявление. После чего несколько дней нам еще пришлось вести довольно активную переписку с теми ребятами (а также их родителями), которые не попали на Школу. Вновь и вновь пришлось пояснять в ответах, почему был набран именно такой состав Школы, а не другой. Работа это в психологическом плане оказалась исключительно неблагодарной и неприятной. Надо сказать, это был очень сложный этап, поскольку никакие ссылки на коллективное мнение оргкомитета, никакие пояснения правил (подобные приведенным выше) до конца не спасали в объяснениях конкретному человеку, почему – вот именно его мы не взяли, а другого человека, с близкими параметрами – взяли. Действительно, при столь сильном наборе заявок и отборе на основе портфолио всегда, к сожалению, остается элемент случайности и удачи. Ну что же, это также было реалиями нашей Школы.
Наконец, в конце мая - начале июня началась окончательная сверка графиков преподавателей: рассылались окончательные письма с просьбами подтверждения участия, согласовывались темы лекций. И здесь тоже не обошлось без огорчительных сюрпризов – у кого-то внезапно поменялись планы, у кого-то по прежнему (за несколько дней до начала Школы!) был неясен график ближайших дней. Пришлось действовать зачастую в режиме пожарной команды, на ходу перекраивая часть расписания. Этот процесс продолжался до самого начала Школы (и даже в ходе ее) и также отнял немало сил у организаторов. Именно поэтому мы особо благодарны тем лекторам, которые откликнулись на наш призыв о помощи буквально в режиме экспромта и расширили свои лекции, закрывая выпавшие из расписания лекции своих коллег.
Но и это были еще не все проблемы, которые нам пришлось решать в самые последние дни перед началом конференции. Одним из самых сложных и ключевых моментов в организации Школы оказалась организация ее вечерней программы. Во время написания заявки на Школу мы полагали, что вечером, после ужина, ребята частично будут встречаться для общения в неформальной обстановке с учеными, а частично готовиться к Астрономическому командному турниру, который много лет проводит Михаил Геннадиевич Гаврилов. О тонкостях организации этой части в момент написания заявки мы особо не задумывались.
И вот, когда до открытия Школы оставались уже даже не недели, а дни (оставалось 12 дней до ее начала) – мы наконец засели за проработку деталей предстоящего вечернего действа. И вот тут-то и выяснилось, что напрямую опыт полноформатного Астрономического турнира, который проводит из года в год Гаврилов М.Г., далеко не во всем применим у нас. Сам турнир подразумевает творческо-игровую форму защиты научных задач (весьма близкую по форме к традициям защиты диссертаций и научных диспутов, откуда и взята эта основа), командно-соревновательный дух и довольно интересную форму судейства. Эти его особенности хотелось взять за основу, и так мы в итоге и поступили. Но были и различия, которые мы должны были учесть. Ведь формат Астротурнира подразумевает более чем месячную практическую подготовку целого ряда задач. Затем, после старта турнира – проходит довольно сложный выбор исполняемых задач командами, жеребьевка команд, и несколько этапов соревнований, в финал которых выходят от 2 до 4 команд. Наконец, поскольку задачи подразумевают практическое исполнение, применение компьютерных презентаций запрещено. Немаловажной особенностью также является то, что команды в Астротурнире имеют региональные корни и довольно стабильный состав участников. Понятно, что региональный принцип формирования команд вряд ли применим в условиях Всероссийской школы, где ребят надо настраивать на будущее научное сотрудничество с коллегами по цеху (а наука по духу своему глубоко интернациональна, к тому же решение ее задач часто подразумевают создание временных авторских коллективов ученых из разных организаций). Нужно было также учесть скоротечность Школы, насыщенность ее другими мероприятиями, особенности и традиции науки (в том числе кулуарные и обычно не афишируемые на широкой публике)… В итоге – нам срочно понадобилось создать практически новый формат соревновательной научной практики, который в итоге получил название «Боевая астропрактика».
Действительно, ведь программа Школы уже была весьма насыщена лекциями, и времени готовить задачи вечерней части у ребят почти не было. Поэтому мы придумали именно такие задачи, которые были вполне решаемы небольшим коллективом всего за сутки-двое в режиме командного мозгового штурма. К тому же, поскольку у нас была научная школа, и ребят надо было учить выполнять научные задачи и представлять результаты именно в форме научного доклада, мы все таки разрешили защищать задачи в форме классического научного доклада-презентации. Далее мы призадумались и решили вспомнить и о других научных традициях. В частности, мы вспомнили о неформальном, но от этого не менее традиционном делении астрофизиков на теоретиков и наблюдателей… Вот так, шаг за шагом, в результате довольно горячих дискуссий и мозговых штурмов в течение нескольких дней нам и удалось выработать новый формат. Ключевые заслуги в разработке нового формата – это не только сложные, но плодотворные дискуссии с Гавриловым М.Г., но и, в особенности – исключительно продуктивные «мозговые штурмы» в течение нескольких дней вместе с молодыми сотрудниками ПРАО: Казанцевым Андреем Николаевичем и Федоровой Викторией Александровной (которые и придумали в итоге большинство задач). В итоге у нас получился, как оказалось в итоге, довольно неплохой вариант вечерней программы.
«Боевая астропрактика» подразумевала и работу на телескопах, и обработку научных данных, и некие теоретические задания. Сутки-двое уходило на подготовку очередной задачи (в основном по вечерам и даже – по ночам!), затем день защиты – по очереди сначала у первой группы из трех команд, потом у другой. Начальный состав команд набирался практически по случайному жребию, за исключением единственной особенности – чтобы выровнять силу команд, весь состав Школы делился по возрастам на несколько корзин участников, и будущие лидеры команд («аксакалы» - мы выбрали их по возрасту и опыту) по жребию набрали себе будущие 6 команд. Первое задание было общим для всех команд – это был классический марафон Мессье, по результатам которого команды были разделены на два «клана»: «наблюдателей» и «теоретиков». Затем каждой из них выдавалось по 3 профильных задачи – соответственно «наблюдательных» либо «теоретических», и в течение 6 вечеров команды защищались перед строгим жюри (научные сотрудники обсерватории и лекторы Школы) и под прицелом критики оппонентов (команды из другого «клана»). В итоге мы распределяли команды каждого «клана» по призовым местам, и в финал выходили 4 лучшие команды (по две из каждого клана). Перед финалом мы также дали право дополнительного перераспределения участников школы в оставшиеся команды. Финальный день школы был посвящен скоротечному итоговому турниру 4-х команд для выявления абсолютного победителя.
Все правила и финальный вариант формата вечерней программы мы окончательно сверстали уже за 5 дней до старта Школы. Как видим, режим экспромтных решений в организации Школы быстро укоренялся в появляющихся прямо на глазах традициях Школы…
Но и на этом неожиданности не закончились. За 5 дней до начала Школы нам пришло очень подробное, с массой советов и рекомендаций, письмо от к.п.н. Шатовской Натальи Евгеньевны – весьма и весьма известного в кругах астрономического школьного образования и астротурнирного движения человека. Она прочла программу нашей школы, в которой каждый день были запланированы:
- 4 пары занятий (т.е. 8 академических часов) у лекторов,
- вечерняя программа (1-2 часа),
- через день - ночные наблюдения (2-3 часа),
- преподавательско-организаторская работа со школьниками (в перерывах между всем вышеназванным);
и... пришла, мягко говоря, в изумление. После чего Наталья Евгеньевна крайне настойчиво посоветовала нам по возможности сократить программу занятий со школьниками, вплоть до 2, максимум 3 пар занятий в день (с многочисленными примерами, как это делается на других Школах). Письмо привело оргкомитет (многие из членов которого имели колоссальный педагогический опыт, но он касался в основном работы со студентами) в состояние небольшого культурного шока. По его поводу было устроено небольшое летучее совещание (методом е-мэйловой переписки), по итогам которой Засов Анатолий Владимирович вместе с Дагкесаманским Рустамом Давудовичем дали отмашку наконец прекратить уплотнять программу Школы и, напротив, максимально разгрузить ее. К счастью, переписка с рядом лекторов как раз находилась еще в довольно горячей стадии, и я сразу перестал упорствовать в нахождении вариантов замены лекторов (в этот момент еще не все замены были осуществлены). Именно в результате этого экстренного вмешательства в последние дни Школы у нас «внезапно» появились дни, когда было по 3, и один день – даже две пары занятий. Интересно, что когда я в продолжающейся переписке с будущими участниками Школы упомянул об этом, они … возмутились и дружно стали говорить, что они на Школу «едут не отдыхать, а заниматься». 8-) Впрочем, решено было к данному мнению все же не прислушиваться и оставить программу as is, как она сложилась на момент 7-8 июня (за 4 дня до заезда школьников).
Кульминация: проведение Школы, ее будни.
Итак, за несколько дней до начала Школы в целом мы были (как нам казалось) готовы к ее проведению. Нет, конечно же, мы еще продолжали закулисную рутину мероприятия – заключение договоров с местами поселений будущих участников школы (в целом все шло по плану, хотя напряжение росло), лекторов (мы выбрали для них в итоге гостиницу эконом-класса, но вот тут, похоже, мы все же ошиблись с выбором), с местным кафе «Зеленая зона» (в целом оно отработало очень неплохо), подготовку к приему школьников…
Но вроде бы все уже было готово. За два дня до заезда я судорожно еще раз поправил инструкцию-схему, как к нам добираться, наш вебмастер (Марина Анатольевна Китаева, которой выражаю специальную признательность), вернувшись из отпуска, привела страницу Школы в надлежащий вид, я сделал рассылку с инструкциями и телефонами для всех будущих участников, 10-го июня принял комнаты у общежития МГУ… Время начала Школы неумолимо приближалось.
И вот наступило утро 11 июня. Как обычно, оно началось суматохой – в последний момент мы неожиданно вспомнили, что не подготовили папки для документов участников школы, тут же срочно их докупили, и уже в 10:30 были в общежитии. А там уже нас ожидали первые школьники. И я понял: вот оно – Школа-то – уже началась! Вместе с Лапиной Ириной Константиновной мы начали прием документов, потом к нам присоединилась Пополитова Инна Вячеславовна (старшая вожатая Школы), и стало казаться, что – вот и начинается обычный рабочий режим в формате рутины.
Как вдруг... Раздался звонок Рустама Давудовича, он попросил срочно приехать в обсерваторию, поскольку «есть очень неприятные новости». Для нас было огромным и внезапным ударом – Анатолий Владимирович Засов, научный руководитель Школы и один из ее центральных докладчиков – внезапно почувствовал себя плохо, и врачи запретили ему малейшую нагрузку…
Это был шок. Мероприятие, которое готовилось уже несколько месяцев, в решающий момент лишилось своего лидера. Впрочем, здоровье Анатолия Владимировича было важнее, и пожелав ему выздоровления, настойчиво отговорив от попытки приехать и сговорившись с ним о варианте удаленного открытия конференции по Скайпу (что он и сделал назавтра, как обычно – в своем уникально-тепло-обаятельном стиле: как будто бы с ним ничего не произошло), мы стали думать, как нам поступить. Ведь завтра – открытие конференции, и три лекции Анатолия Владимировича. Крах вдруг показался неизбежным. Школа, еще не начавшись, уже омрачена темным пятном. Что же будет дальше?!
Впрочем, паниковать было некогда, и мы бросились искать телефоны преподавателей, которые могли бы заменить Анатолия Владимировича. На наше счастье, в этот момент, раньше запланированного, к нам уже подъехал д.ф.-м.н. Попов Сергей Борисович. Он дал нам телефоны нескольких лекторов, и некоторое время наблюдал, как я судорожно пытаюсь спасти ситуацию. Лектора были заняты либо на экзаменах, либо другими делами. Самого Сергея Борисовича (который входил в узкий круг людей, которые могли заменить самого Засова) уговаривать я остерегался – он и так перекроил ради Школы весь свой график. В конец концов он вздохнул и сделал пару звонков, утрясая свои дела и… согласился заменить, насколько это возможно (по темам истории астрономии и космологии Вселенной – сразу несколько лекций) – Анатолия Владимировича!.. А через час мы нашли на еще одну из «сгорающих» лекций замену – д.ф.-м.н. Комберга Бориса Валентиновича, который случайно оказался в Пущино и согласился через день прочесть лекцию по ядрам галактик (очень близко к одной из тем Засова Анатолия Владимировича).
Наверное, этот момент и был самый ключевым во всей Школе. Именно тогда я и подумал – «ну, если уж такую ситуацию нам помогли разрешить люди и обстоятельства, то и дальше – мы уж точно должны со всем справиться»! Так и случилось: уже вечером Сергей Борисович провел свой начальный небольшой семинар, показав пару научно-популярных фильмов и рассказав о своей работе... И первый кусочек «паззла» Школы встал на свое место.
Кстати, удивительно, насколько все же важны символы в нашей жизни. Когда наша сотрудница обсерватории к.ф.-м.н. Теплых Дарья Андреевна оформляла эмблему Школы (весь дизайн - от знака Школы до бейджиков и дипломов – ее рук дело), перепробовав несколько вариантов, она в итоге остановилась на астрономической картинке, складывающейся из элементов паззла. И: насколько же этот символ оказался попаданием «в десятку» во всех своих смыслах для нашей Школы!
Вечером 11 июня, после первого занятия, я заглянул в общежитие, где поселились ребята. Вожатые (Пополитова Инна Вячеславовна, Козловская Екатерина Владимировна, Печуркина Наталья Викторовна), собрав ребят в круг, при помощи какой-то психологической игры знакомили ребят друг с другом. Некоторое время я завороженно наблюдал за театральным и вместе с нем искренне-непосредственным шумно-веселым действом, потом потихоньку ушел.
Паззл продолжал складываться... Это был первый момент, когда я вдруг осознал, что еще об одной стороне подобных школ я совершенно не подозревал: важности работы вожатых. Впоследствии я не раз благодарил судьбу и Лапину И.К. (именно она привела на Школу эту команду) за удивительно удачный выбор вожатых. С раннего утра и до поздней ночи они непрерывно были с ребятами, тормошили их, сдруживали их, превращали в единый коллектив. Огромное им спасибо, еще раз повторю их имена: Пополитова Инна Вячеславовна, Козловская Екатерина Владимировна, Печуркина Наталья Викторовна. За чередой лекций и занятий мы раньше не задумывались о этой стороне Школы, но именно вожатые помогали нам снять последствия тяжелой нагрузки с детей – и самыми обычными играми, и просто прогулками, и психологическими этюдами. Да, это было Красиво.
Но как запечатлеть эту Красоту? И, как будто в ответ, судьба преподнесла нам еще один дар. Вместе с одной из микрогрупп школьников приехала сопровождающий их педагог – Прокина Галина Михайловна. Которая неожиданно оказалась фотографом, что называется, «от Бога». В ее богатой трудовой биографии оказался и длительный эпизод работы репортажным фотографом, так что мы совершенно внезапно получили в свою команду настоящего профессионального сохранителя красоты мгновений. Огромное спасибо Галине Михайловне Прокиной от лица всех участников и со-участников Школы за эти сохраненную Красоту Школы (мы будем публиковать эти фото-мгновения еще долго).
И начались учебные будни Школы – пазл все складывался и складывался… Теперь уже – учебный, ради которого и затевалась вся школа. Вместе с Засовым Анатолием Владимировичем (по скайпу), Дагкесаманским Рустамом Давудовичем и Поповым Сергеем Борисовичем мы официально открыли Школу, и учебный день отныне пошел за днем… Занятия шли одно за другим, постепенно превращаясь в учебную ленту.
Мы благодарны всем-всем-всем нашим лекторам, приехавшим на Школу!
Преподавателями Школы были (в алфавитном порядке):
Бескин Василий Семенович, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Физического Института РАН им. П.Н. Лебедева;
Богачев Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Физического Института РАН им. П.Н. Лебедева;
Бочкарёв Николай Геннадьевич, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ;
Вибе Дмитрий Зигфридович, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института Астрономии РАН;
Дагкесаманский Рустам Давудович, доктор физико-математических наук, директор ПРАО АКЦ ФИАН;
Жаров Владимир Евгеньевич, доктор физико-математических наук, профессор, зав.кафедрой небесной механики, астрометрии и гравиметрии Государственного Астрономического Института имени П.К. Штернберга МГУ;
Казанцев Андрей Николаевич, младший научный сотрудник ПРАО АКЦ ФИАН;
Комберг Борис Валентинович, доктор физико-математических наук, зав. лабораторией теоретического отдела АКЦ ФИАН;
Короткий Станислав Александрович, научный руководитель обсерватории "Ка-Дар";
Крячко Тимур Валерьевич, открыватель новых астрономических объектов, энтузиаст поиска и исследований метеоритов;
Липунов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор Государственного Астрономического Института имени П.К. Штернберга МГУ;
Малков Олег Юрьевич, доктор физико-математических наук, зав. отделом физики звездных систем Института Астрономии РАН;
Машонкина Людмила Ивановна, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института Астрономии РАН;
Попов Сергей Борисович, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ;
Постнов Константин Александрович, доктор физико-математических наук, профессор Государственного Астрономического Института имени П.К. Штернберга МГУ;
Расторгуев Алексей Сергеевич, доктор физико-математических наук, профессор Государственного Астрономического Института имени П.К. Штернберга МГУ;
Самодуров Владимир Алексеевич, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ПРАО АКЦ ФИАН;
Самусь Николай Николаевич, доктор физико-математических наук, профессор Государственного Астрономического Института имени П.К. Штернберга МГУ;
Семена Андрей Николаевич, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник ИКИ РАН;
Сурдин Владимир Георгиевич, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ;
Тюльбашев Сергей Анатольевич, кандидат физико-математических наук, главный научный сотрудник ПРАО АКЦ ФИАН;
Федорова Виктория Александровна, магистрант ПРАО АКЦ ФИАН;
Хруслов Антон Валентинович, младший научный сотрудник, аспирант, Институт астрономии РАН (ИНАСАН)
- всем им наша самая глубокая благодарность!
Помимо названных лиц, еще целый ряд преподавателей готов был прочесть на Школе свои замечательные лекции, но им помешал плотный график их поездок и рабочих дел. Тем не менее мы также глубоко признательны за саму готовность помочь нижеуказанным ученым:
Емельянов Николай Владимирович, доктор физико-математических наук, зав. отделом небесной механики Государственного Астрономического Института имени П.К. Штернберга МГУ;
Есипов Валентин Федорович , кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного Астрономического Института имени П.К. Штернберга МГУ;
Обридко Владимир Нухимович, доктор физико-математических наук, заведующий гелиофизической лаборатории ИЗМИ РАН;
Ревнивцев Михаил Геннадьевич, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Отдела астрофизики высоких энергий Института Космических Исследований РАН;
Сазонов Сергей Юрьевич, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Отдела астрофизики высоких энергий Института Космических Исследований РАН;
Чилингарян Игорь Владимирович, доктор физико-математических наук, Государственный Астрономический Институт имени П.К. Штернберга МГУ;
Шустов Борис Михайлович, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, директор Института Астрономии РАН.
И, конечно же, мы бесконечно благодарны и самому д.ф.-м.н. Засову Анатолию Владимировичу, которому лишь резкое ухудшение самочувствия помешало открыть Школу (хотя он нашел в себе силы сделать это удаленно, в режиме Skype-трансляции) и прочесть несколько лекций.
Все лекции транслировались сразу двумя способами в режиме «прямого эфира»: через закупленную видеокамеру, и через механизм видеоконференций Гугл. Насколько нам известно, это первый опыт подобного рода с таких школ. Не все прошло гладко, но все же каждую такую лекцию, по нашим наблюдениям, в разное время смотрело от 2 (в будни) до 15 (в выходные) человек. Обычно в просмотре участвовали от 3 до 5 человек. Кроме этого, мы писали видео, которое, наряду с материалами лекций, после обработки обязательно будет выложено в открытый доступ (а также и в специально созданную закрытую группу ВКонтакте - https://vk.com/club95947457 ).
О многом еще можно было бы рассказать:
- о вечерних наблюдениях с телескопами (отдельная благодарность сотрудникам обсерватории Казанцеву Андрею Николаевичу, к.ф.-м.н. Родину Александру Евгеньевичу, Федоровой Виктории Александровне): как это было здОрово и увлекательно для ребят, и как мы ловили погоду, и как нам чуть не сломали телескоп ;-) , но в итоге все починили… ;
- о вечерней боевой астропрактике… Которую ребята провели в блестящем режиме и удивили все наше жюри. В составе которого были (и мы благодарим их за эту очень важную и нужную работу): д.ф.-м.н. Самусь Николай Николаевич, д.ф.-м.н. Дагкесаманский Рустам Давудович, д.ф.-м.н. Чашей Игорь Владимирович, Казанцев Андрей Николавеич, Короткий Станислав Александрович, к.ф.-м.н. Родин Александр Евгеньевич, Субаев Ильнур Асфалевич, к.ф.-м.н. Теплых Дарья Андреевна, Толмачев Александр Михайлович, д.ф.-м.н. Тюльбашев Сергей Анатольевич, Федорова Виктория Александровна, к.п.н. Шатовская Наталья Евгеньевна;
- о прекрасной и запоминающейся программе выходного дня… Мы выражаем признательность Асаиновой Ж.С. за великолепную организацию этого дня. В нем участвовали: сотрудники «НПП Звезда» (предприятие, выпускающие космические скафандры), «ООО Кругозор» (передвижной планетарий), ансамбль старинной музыки «Claris Verbis». Мы весьма признательны сотрудникам "ОАО НПП «Звезда» имени академика Г.И.Северина" - главному специалисту Геннадию Михайловичу Глазову и старшему инженеру Андрею Николаевичу Черкасову, которые в рамках выходного дня Школы провели великолепную лекцию для ребят о космических скафандрах, выпускаемых предприятием "Звезда". Мы также выражаем огромную признательность сотрудникам передвижного планетария ООО «Кругозор» (Харитонов Григорий Владимирович и Санников Степан Сергеевич), приехавших с оборудованием и продемонстрировавших прекрасную лекцию в Планетарии для участников Школы. Мы также благодарны ансамблю старинной музыки "Claris Verbis" (г.Москва) за выступление в рамках программы выходного дня (их концерт оплатили меценаты, среди которых Г.Шарова - вдова В.Шарова (космонавта-иследователя, писателя, биолога), остальные меценаты пожелали остаться инкогнито). Оргкомитет ЛШЮА выражает огромную благодарность Е.Карицкой, научному сотруднику ГАИШ за помощь в организации этого концерта….;
- о всяких забавных и трогательных моментах из жизни школы, которых тоже было немало, о повседневной жизни и научных кулуарах Школы (в тайну которых мы посвятили наших участников, и они узнали, что самое важное на конференциях – кофе-брейки и обсуждения с докладчиками на них);
- о церемонии закрытия, сонме разнообразных дипломов – от серьезных до шуточных, которые получили все участники. О чайно-концертной прощальной церемонии, где ребята порадовали неожиданными номерами и даже сочиненной ими песней, посвященной школе;
- о трогательной «ниточной церемонии прощания», которую устроили ребятам вожатые – уже в полночь последнего дня Школы, под ясным звездным небом на балконе обсерватории…
Но…
Все когда-нибудь в этой жизни кончается, и даже самый удачно сложившийся паззл – после последнего кусочка внезапно становится завершенным. И можно лишь рассматривать получившуюся картину в своих воспоминаниях, чувствовать рост своего опыта и знаний; и надеяться на возможное продолжение (возможно даже – в другом месте, в другое время, с другими людьми)...
И еще:
Некоторые выдержки из некоторых публичных (либо частично публичных) комментариев родителей (всем-всем-всем родителям: наше отдельное огромное Спасибо за их фантастических, удивительных и прекрасных детей!) после окончания Школы (имена комментаторов опущены):
-- Я – мама одного из участников Школы... Хочу Вас поблагодарить за то большое дело, которое Вы делали для ребят все эти две недели! Как-то ... задали вопрос ... чувствуют ли дети себя счастливчиками? И хотя спрашивали не меня, но скажу Вам, как мама, счастливчиками они почувствовали себя еще в тот момент, когда увидели свои фамилии в списке прошедших в состав участников. Кое-кто не верил своему счастью до самого прибытия на первую лекцию. И даже небольшое приключение в аэропорту с багажом, утерянным авиакомпанией, никак не омрачило общего эмоционального состояния, которое можно было озаглавить словами «В ожидании чуда».
Конечно, я мало общалась с сыном весь период его пребывания в Школе, поскольку он был все время занят, но знаю точно, что все его самые лучшие ожидания оправдались. Чувствовал ли он себя счастливчиком? Да его просто распирало от эмоций! Ведь с первых же дней выяснилось, что здесь собраны самые лучшие преподаватели в области астрофизики, которых только можно вообразить, глубина познаний которых просто необозрима, а четко структурированная подача материала вкупе с невероятной харизмой, умением передавать знания, заинтересованностью, увлеченностью предметом и искренней готовностью объяснить, помочь понять, ответить на все вопросы просто потрясли воображение 16-летнего подростка. (замечу, что я почти дословно процитировала характеристики преподавателей, которые выдавал мне ребенок в наших телефонных разговорах).
А дети? Умненькие, увлеченные, со множеством разносторонних интересов, - прекраснейшая компания для восприятия новых знаний и опыта! А настоящие практические наблюдения в настоящей обсерватории с помощью и под руководством лучших профессионалов? Добавьте сюда наконец-таки реализованную давнюю мечту лично поучаствовать в астротурнире. Добавьте массу бесценных сведений о нюансах учебы и поступления на астрономию, полученных из первых рук. Добавьте невероятное открытие того факта, что, оказывается, некоторые астрономы-любители и энтузиасты на высочайшем профессиональном уровне владеют такими широкими областями знаний и имеют такой богатый багаж практического опыта, что невольно хочется перепроверить семантику слова «любитель» по специальному словарю...
Моя глубочайшая искренняя благодарность и низкий поклон всем, кто придумал, организовал и полностью реализовал Летнюю Школу Юных Астрофизиков 2015 в Пущино! Всем, кто руководил процессом от самого начала сбора заявок до последнего дня работы Школы, всем, кто учил наших детей, всем тем, чьи имена, возможно, и остались за кадром, но кто детей встречал, сопровождал, помогал, поддерживал! ... Сын говорит, что Школа превзошла все его ожидания, что дополнительно к уникальной образовательной части он познакомился с массой потрясающих людей, получил массу полезнейших и интересных сведений, и что он настолько переполнен впечатлениями, что боится расплескать их по дороге (тоже цитата). ...организаторам Школу хочу сказать, что Вы, без всякого преувеличения, сделали великое дело, за которое, уверена, Вам благодарны многие участники и их родители, а не я одна.
-- … Спасибо огромное всем, кто проводил летнюю школу юных астрофизиков. Всем, кто давал детям знания, сопровождал их, помогал решать их бытовые и прочие проблемы. Спасибо за ежедневные фотоальбомы, возможность увидеть их каждый день за учебой. Спасибо за то, что наши дети вернулись домой такие восторженные. И спасибо за такие замечательные книги - призы, которые они вот уже который день читают не отрываясь!..
-- ...вызывает восхищение вот такая открытость с прямой трансляцией всего происходящего. С удовольствием посмотрели и на организацию и лекции послушали...
…Довольно интересный жесткий формат вы выбрали для Школы вот чисто институтский в 4-5 пар в день буквально не поднимая головы к концу укатали бедных школьников что они вырубались на лекциях, но в общем показали им их ближайшую перспективу на научном астрономическом пути...
…Спонсорам, организаторам … конечно огромная благодарность за то что вы делаете потому что отмена астрономии в школе это катастрофа (не от того ли ракеты падают последнее время) ... да не оскудеет рука дающего...
Эпилог?..
P.S. 25 мая 2015 года Фонд Дмитрия Зимина «Династия» внесен Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Если юридическая ситуация с Фондом «Династия» останется такой же, бюджетным организациям будет невозможно участвовать в конкурсах на гранты данного Фонда. Соответственно, вполне вероятно, что Всероссийская «Летняя Школа Юных Астрофизиков» проводилась не только в первый, но и в последний раз…
|